В связи с возросшим числом комментариев в социальных сетях о том, что некоторые потребители столкнулись с удержанием денежных средств за возврат некачественных товаров, Роспотребнадзор разъясняет, что у потребителя есть право вернуть некачественный товар продавцу, в том числе через маркетплейс (который в терминологии Закона называется «владельцем агрегатора информации о товарах»). При возврате некачественного товара продавцы или маркетплейсы не могут взимать или удерживать денежные средства потребителей, поскольку именно на продавца законом возложена обязанность принять товар с недостатками и провести проверку качества, а также вернуть потребителю стоимость недоброкачественной вещи (если наличие недостатков подтвердилось).
Учитывая повышенный интерес со стороны потребителей к изменениям привычных сервисов и уровня обслуживания, Роспотребнадзор в настоящее время уделяет повышенное внимание к ситуации с возвратом товаров и еще раз напоминает:
- возврат некачественных товаров не может сопровождаться требованием оплатить расходы на такой возврат (пункт 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей»: по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.);
- возврат качественных товаров (в течение 7 дней с момента передачи товара), приобретенных дистанционно, может сопровождаться взиманием платы (пункт 4 статьи 26.1 Закона «О защите прав потребителей»: при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования).
Продавцы и маркетплейсы вправе только улучшить условия возврата товаров. Любые попытки ухудшить положение потребителей пресекаются Роспотребнадзором в рамках установленных полномочий в строгом соответствии с законом. Получить правовую помощь потребители области могут также посредством сервисов и разделов сайта www.zppdon.ru, а также по электронной почте и телефону горячей линии. Активно потребители пользуются разделами сайта «Составить претензию», который позволяет автоматически составить юридически грамотную претензию (пошаговая инструкция).
Телефон горячей линии по защите прав потребителей +7 (961) 301-0-103 работает в рабочие дни с 10.00 до 17.00 часов. Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43. Телефон горячей линии для потребителей финансовых услуг 8-800-100-29-26